Концепция

ИННОВАЦИЯ (нововведение) -
первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения.
Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).
Повышение инновационной восприимчивости предприятий и экономики в целом – одна из основных задач современного индустриально развитого государства.
Важная задача инновационного менеджмента на макроуровне – использовать наиболее эффективные элементы управления инновационными процессами и сосредоточить на них имеющиеся в распоряжении государства и общества ресурсы.
Необходимость государственной поддержки вызвана:

  • - важностью роли технологического процесса в обеспечении экономического роста,
  • - отсутствием возможности частного сектора финансировать развитие общества в полном объеме.

Мировая практика показала, что обязательным условием является применение налоговых льгот, кредитов, прямых займов, государственных гарантий и целевое финансирование.
Из числа приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Красногорском муниципальном районе Московской области необходимо выделить:

  • - производственные технологии;
  • - экология и рациональное природопользование;
  • - энергосберегающие технологии;
  • - новые транспортные технологии.

Стратегии и механизмы инновационного развития предполагают рассмотрение по направлениям:
1. Инновации и предпринимательство;
2. Научные основы инновационного менеджмента
3. Основные тенденции мирового технологического развития;
4. Практика государственного регулирования инновационного развития;
5. Региональные аспекты технологического развития;
6. Управление инновациями в рамках компании;
7. Оценка инвестиционных проектов, связанных с созданием и реализацией нововведений;
8. Венчурный инновационный бизнес;
9. Рынок интеллектуальной собственности и защита информации;
10. Технологическое прогнозирование и маркетинг инноваций.

При формировании концепции развития Технопарка «Нахабино» следует учитывать специфику и особенности Красногорского муниципального района Московской области:

  • - Социально-экономические цели и задачи технологического развития района;
  • - Перспективы  формирования инновационных стратегий;
  • - Формы и методы реализации стратегии научно-технического развития;
  • - Формирование инновационной зоны, инкубаторов малого инновационного бизнеса и особой экономической зоны.

При оценке инновационных проектов необходимо обеспечивать:

  • - инвестиционный и инновационный анализ;
  • - принципы оценки;
  • - взаимосвязь инновационных и инвестиционных процессов;
  • - состав показателей оценки и методы их расчета;
  • - финансовое обоснование и планирование денежных потоков.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА

Проект создания Технопарка «Нахабино» предполагает формирование инновационного поля в Красногорском муниципальном районе Московской области и должен отталкиваться от материально-технической базы и развитой инфраструктуры:
1. Территория размещения проекта должна включать несколько площадок (предположительно три) общей площадью не менее десяти гектар;
2. Производственные и административные площади – 14000 кв.м;
3. Инфраструктура – 3400 кв.м;
4. Сроки реализации проекта: 2007 – 2017 г.:
- Организационный этап - создание и организация Технопарка:
4 квартал 2007 - 2008 г.
- Этап реконструкции, формирования материально-технической базы и инфраструктуры: 2008 – 2012 г.
- Этап создания инновационной базы для запуска Технопарка:
начало работы с 2012 г.
- Развитие структуры Технопарка, формирование инновационной программы Красногорского муниципального района Московской области: 2012 – 2015 г.
- Увеличение объемов по направлениям деятельности Технопарка до 2017 г. 
5. Планируемая стоимость проекта до 2012 г. – 117,5 млн. руб.;
6. Вклад бюджетов всех уровней в создание Технопарка и развитие инфраструктуры по расчетной оценке должен составить не менее 35% от стоимости проекта;
7. Приоритеты – научно-технологическое развитие Красногорского муниципального района Московской области.
Планируемая стоимость проекта включает в себя объекты:
- производственно-технической инновационной базы;
- научного инновационного центра;
- консалтингового центра;
- центра логистики и формирования транспортных потоков;
- центра рационального экологического пользования природных ресурсов;
- центра инженерного обеспечения и эксплуатации;
- центра инновационного развития ЖКХ;
- социальной инфраструктуры;
- благоустройства материально-технической базы и прилегающих территорий.
В имущественный комплекс, переданный в доверительное управление Технопарку «Нахабино» в сентябре 2007 г. входит:
1. Земельный участок общей площадью 2,5 га
2. Девять объектов общей площадью 6597,8 кв.м, в том числе:
- офисные площади – 508,2 кв. м.
- производственные площади – 3833,7 кв.м.
- складские площади – 738,4 кв. м.
- площади для общего использования – 1517,5 кв.м.
3. Коммунальные сети.
Практически все объекты  и коммунальные сети, размещенные на территории ОАО "Технопарк "Нахабино" требуют восстановления, капитального ремонта и реконструкции, в том числе:
- эксплуатируются для сдачи в аренду по минимальной цене без предоставления эксплуатационных услуг – 1337,05 кв.м;
- существует возможность эксплуатации после проведения ремонтных работ – 1967, 54 кв.м;
- требуют капитального ремонта и реконструкции – 3339,21 кв.м.

Приём малых предприятий в Технопарк.

Прием малых предприятий, фирм и предпринимателей в Технопарк осуществляется на конкурсной основе по степени соответствия базовым критериям.
Критерии приема в Технопарк классифицируются по следующим признакам:
1. По виду деятельности:
- основной вид деятельности предприятия (реализуемый или планируемый) относится к области высоких технологий (рациональное экологическое пользование природных ресурсов и воспроизводство, логистика, оптимизация и формирование транспортных потоков, техническое наполнение и обеспечение развития жилищно-коммунального сектора, информатика и телекоммуникации, оптическая и лазерная технология, контрольно-измерительная и управляющая аппаратура, информационная безопасность, медицинское оборудование и т.п.);
- предприятие оказывает сервисные и консалтинговые услуги научно-техническому бизнесу и для работающих в Технопарке эти услуги предоставляются по льготным расценкам;
- в отдельных случаях допускается по представлению администрации Красногорского района прием предприятий, решающих определенные региональные задачи;
2. По социальной и правовой направленности;
3. По соответствию технологий предприятия требованиям экологической безопасности;
4. По организационному уровню:
- наличие менеджмента с созидательным потенциалом;
- ресурсы в области персонала и его квалификации;
- потребности заявителя в производственных и офисных площадях, возможности расширения, сроки аренды;
- по экономическим показателям:
- объемы реализованной продукции;
- финансовые прогнозы по развитию предприятия;
- конкурентоспособность производимого продукта.

Финансирование инновационных проектов
В зависимости от этапа продвижения инновационного продукта к рынку меняются сроки реализации проекта и требуемое финансирование (здесь естественно не обсуждается 1-й этап, который относится к фундаментальным исследованиям (является предварительным) и во всем мире финансируется из государственных средств). Уже отмечалось, что рисковое (венчурное) финансирование инновационных проектов подразделяет инвестируемые предприятия на несколько групп, в зависимости от степени их развития. Условно можно подразделить виды финансирования инновационных проектов в соответствии со следующей схемой:

Оценивая виды финансирования инноваций, следует отметить, что стартовое инвестирование является самым длительным (инновационной продукт находится еще далеко от сбыта на рынке) и самым рискованным (на таком продолжительном и неизведанном пути возможно возникновение различных проблем). Стартовое финансирование может быть направлено на решение следующих задач:
Предстартовое:

  • создание прототипа продукта
  • патентная защита продукта
  • анализ рынка
  • формирование плана предпринимательской деятельности
  • подбор менеджеров
  • образование предприятия

Cтартовое:

  • подготовка к промышленному освоению продукта
  • начало производственной деятельности

В промышленно развитых странах мира (в первую очередь в США) стартовое финансирование в основном осуществляют частные инвесторы (несмотря на крайне высокий провальный показатель реализации проектов: 50 - 80 %), а стадию развития финансируют корпоративные инвесторы. В России существующие и вновь создаваемые организации по финансовой поддержке малых наукоемких предприятий работают только на стадии развития. Однако такой подход может привести к тупиковой ситуации, когда без создания и роста стартовых компаний нечего будет и развивать. В связи с этим необходимо создание другой финансовой схемы развития инноваций, позволяющей финансировать стартовые проекты. Особенности национального капитала и отсутствие серьезного интереса иностранных инвесторов к развитию российского наукоемкого бизнеса заставляют ориентировать такую финансовую схему в первую очередь на федеральные и региональные бюджетные средства, а также на существующие финансовые институты (банки, финансовые компании, страховые общества). Виды поддерживающих инвестиций в наукоемкий инновационный процесс условно подразделяются на три группы:
1. безвозвратные субсидии (гранты), государственные контракты на НИР, ОКР;
2. кредиты (на льготных условиях);
3. целевое (прямое) венчурное инвестирование.
Источники капитала для разных групп инвестиций бывают различными, а виды инвестиций изменяются в зависимости от стадии инновационного проекта и реально в сегодняшней России реализовать следующую схему:

Для реализации рассмотренной схемы необходимо создание определенной финансовой структуры, позволяющей решать требуемые для продвижения инноваций задачи.